Наставничество
Статьи
Сегодня система наставничества в школе вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Цель: оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; формирование в школе кадрового ядра.
Задачи:
•привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;
•ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
•способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении;
•организовать педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам.
Аспекты работы с молодыми специалистами в школе:
-создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
- обеспечение методической литературой, дидактическими материалами;
- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
- оказание поддержки со стороны коллег.
Наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:
1-й этап - адаптационный.
(1-й год работы)
Самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
2 этап - основной (проектировочный)
(2-й год работы).
Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, авторитета среди детей, родителей, коллег.
3 этап - контрольно-оценочный
(3-й год работы).
Складывается система работы, имеются собственные разработки.
Учитель внедряет в свою работу новые технологии.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в сельскую школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:
- систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их уроки, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;
- систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в свою педагогическую деятельность;
- совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.
В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
В 2019-2020 учебном году в МБОУ «Васильевская ООШ» пришел молодой специалист, учитель начальных классов, Биричева Анастасия Андреевна. Молодая учительница окончила Великоустюгский педагогический колледж и только начала заочное обучение в Череповецком государственном университете на факультете специальное (дефектологическое) образование. Опыта преподавания в начальной школе у нее не было. Решением педагогического совета школы было решено назначить молодому специалисту педагога-наставника, приказом по школе я была назначена наставником молодого специалиста. Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Анастасией Андреевной учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:
- составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
- индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;
- карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога (приложение);
- подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
- разработка методических рекомендаций для организации работы;
- осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
- анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность. Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.
К таким проблемам относятся:
- проблемы в отношениях с учащимися;
- проблемы в учебной работе.
Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:
- планирование работы;
- организация деятельности учителя;
- контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).
Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, наставником которого я являюсь, и, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:
- недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток знаний по предметам;
- сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.
Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени начинающего педагога уходило на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, угасал интерес к работе. Вот с решения этой проблемы и началась работа с Анастасией Андреевной, так как считаю своей задачей дать молодому учителю инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям.
Во-первых, у молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
С этой целью совместно с молодым специалистом подробно изучены программы по учебным предметам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.
Во-вторых, определенные затруднения у начинающего учителя вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС. С целью решения данной проблемы были проведены консультации, в ходе которых, молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, акцент был сделан на то, чтобы необходимый образовательный результат получить, необходимо урок направить на развитие личности учащегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:
- Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
- Актуализация учениками своих знаний.
- Поиск решения проблемы учениками.
- Выражение решения.
- Применение знаний учениками.
Кроме того, нами были рассмотрены
- современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
- формы работы с обучающимися на уроке;
- система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по русскому языку), а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.
В процессе работы Анастасии Андреевне были предложены опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать урок. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки. Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой четверти учебного года у Анастасии Андреевны сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.
В-третьих, проблемным для моей подопечной стало составление технологических карт к уроку. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план и карту индивидуального образовательного маршрута (приложение), куда были включены следующие вопросы:
- изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
- изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;
- работа по освоению учебного предмета;
- самостоятельная работа по теме самообразования;
- работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
- общественная работа, участие в заседаниях методического объединения учителей начальных классов.
В начале учебного года молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся. С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.
В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Второй год наставничества был посвящен процессу развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, авторитета среди детей, родителей, коллег. Я, как наставник, продолжила посещать уроки с целью определения уровня владения основами методики преподавания предметов. Это помогло выявить некоторые затруднения. Для устранения указанных затруднений были проведены:
- консультации,
- анализ посещённых уроков с методическими рекомендациями;
- рекомендации и советы по организации дисциплины обучающихся на уроке, на перемене;
- инструктаж по ведению электронного журнала;
- инструктаж по выполнению единых требований к ведению тетрадей.
Были даны рекомендации по написанию плана воспитательной работы и по ведению портфолио обучающихся.
Также и Анастасия Андреевна посещает мои уроки. Она прислушивается к моим рекомендациям. В начале марта этого года мы провели проверочную работу по русскому языку и математике. Показатели стали выше по сравнению с диагностической работой в октябре, что говорит о повышении качества образования.
Таким образом, система работы с молодым педагогом способствует:
- адаптации молодого педагога к новым условиям труда;
- формированию его заинтересованности в работе;
- получению положительных результатов;
- развитию педагогического потенциала;
- созданию педагогической среды, в которой молодой педагог найдет себя, будет принят и востребован.
Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и директор школы. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор школы повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.
Проведение моей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:
- отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей;
- взаимодействия родителей и педагогов школы на практике.
Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что неважно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.
Результативность профессиональной деятельности
молодого специалиста.
В настоящее время Биричева А. А. имеет высшее профессиональное педагогическое образование (диплом бакалавра), планирует аттестоваться на первую квалификационную категорию, показывает высокие результаты в профессиональной деятельности на школьном и муниципальном уровнях.
На уровне МБОУ «Васильевская ООШ»:
- проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий в рамках работы ШМО учителей начальных классов;
- выступления на заседаниях методического совета школы.
Работа по наставничеству будет продолжена.
Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.
Автор: Петрова Елена Анатольевна
Апрель 2021 г.
Мой опыт в наставничестве. Работа с родителями
В 2019 году я впервые стала педагогом-наставником в МБОУ «Васильевская ООШ». С этого времени я руководила практической подготовкой студентов, принимала участие в организации индивидуального обучения молодых педагогов по программе «Профессиональная адаптация молодого педагога» в качестве наставника. В течение всего времени делилась своим опытом и наработками по темам, которые были интересны или неизвестны молодым педагогам.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом на тему «Работа с родителями». Данное направление очень обширное, особенно сложно для молодых коллег. Именно поэтому я решила более подробно рассмотреть его.
Молодые педагоги, приходя на работу в школу, часто сталкиваются с трудностями, связанными с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает большое количество задач, связанных как с вливанием в новый коллектив и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя. Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личной. Помочь молодому специалисту могут коллеги: руководство школы (создать условия для легкой адаптации молодого специалиста; обеспечить необходимыми умениями, навыками; обеспечить методической литературой), преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом; поддерживать молодого педагога эмоционально) и педагог-наставник (совместно планировать карьеру; приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре). В современных условиях молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться и подстроиться к новой практической деятельности. Помочь ему в этом может опытный и профессиональный наставник. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.
Вместе с педагогом-наставником молодому специалисту в первые месяцы работы следует наметить «траекторию», по которой он будет двигаться. Представлено это может быть в виде составления «Индивидуального образовательного маршрута». «Индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) – структурированная программа действий по саморазвитию, составленная с учетом личных предпочтений и реализуемая с целью достижения ключевых компетенций. Выявление трудностей на начальном этапе является очень важным для молодого педагога. Отметив все сложности и интересующие его вопросы, молодой специалист будет делать все, чтобы их нивелировать. Это также может помочь при адаптации начинающего педагога к педагогической деятельности.
Целью составления (проекта) индивидуального маршрута молодого педагога является структурирование всех действий, направленных на знакомство с новой средой и с новой должностью.
Задачами проекта являются:
адаптация к новым условиям трудовой деятельности;
знакомство молодого специалиста с должностью и обязанностями;
сближение с коллективом;
осуществление ролей «учитель», «классный руководитель»;
поиск подхода к классу, а также индивидуального подхода к каждому отдельному учащемуся;
осознание необходимости самообразования;
изучение опыта коллег своего учреждения;
формирование собственной системы работы;
внедрение в свою работу новых образовательных технологий;
развитие умений общения с родителями;
осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений;
осознание необходимости педагогического роста (участие в семинарах, обсуждениях, встречах; выступление с докладами на педагогических чтениях; взаимопосещение уроков; участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; прохождение курсовой подготовки).
Форма планируемой деятельности: индикативное планирование (носит направляющий, рекомендательный характер).
Результаты деятельности будут представлены после реализации всего ИОМ в конце года.
Предполагаемыми результатами являются:
успешная адаптация к новым условиям трудовой деятельности;
спокойное вхождение в новую должность;
своевременное выполнение всех обязанностей;
установление взаимопонимания с педагогическим коллективом;
свободное вхождение в роль учителя и классного руководителя;
установление взаимопонимания с классным коллективом;
умение находить подход к каждому отдельному учащемуся;
установление взаимопонимания с родительским комитетом;
формирование собственной системы работы;
умение внедрять в свою работу новые педагогические технологии и методы;
осуществление первых шагов на пути к педагогическому росту;
разработка и представление итогового продукта совместной деятельности.
Планируемые сроки реализации составленной стратегии: краткосрочное планирование рассчитано на 1 год.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться и развиваться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к любому педагогу.
Система образования постоянно нуждается в компетентном, ответственном и мобильном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, найти практически невозможно. Поэтому школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:
- систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;
- систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в сою педагогическую деятельность;
- совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.
Именно в этот момент начинающему учителю очень необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
В 2019 году я была назначена наставником замечательного молодого педагога Биричевой Анастасии Андреевны (учителя начальных классов). Выяснив изначальную проблему, мы активно стали работать в направлении помощи родителям в работе с детьми дома. Выявив группы детей у которых западает усвоение учебного материала из-за проблем с вниманием и памятью, мы направили работу на коррекцию данных пробелов. Были организованы родительские собрания по результатам обследования детей, на котором давались рекомендации родителям по работе с детьми дома. Были созданы буклеты с рекомендациями, разработаны тетради для детей, которые можно использовать на занятиях. Подобранны игры, физминутки, пальчиковая гимнастика, чтоб учитель мог их применять на уроках и переменах. Сейчас мы работаем над тетрадью взаимосотрудничества педагогов и родителей. В ней будут подобраны задания, игры, упражнения на развитие внимания и памяти детей дома.
С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:
- составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
- индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;
- карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога;
- подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
- разработка методических рекомендаций для организации работы;
- осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
- анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
При составлении плана работы было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность. Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.
К таким проблемам относятся:
- проблемы в отношениях с учащимися и родителями;
- проблемы в учебной работе.
Диагностика наших подопечных была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:
- планирование работы;
- организация деятельности учителя;
- контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).
Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:
- недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток знаний по работе с родителями;
- сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.
С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодых учителей. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодыми специалистами по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставниками молодых специалистов.
В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Считаю, что формы методического сопровождения позволяют начинающим учителям раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. Проведение работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:
- отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей и родителей;
- взаимодействия родителей и педагогов школы на практике.
Испробовав в своей работе наставничество, считаю, что неважно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.
Получив первый опыт наставничества, я поняла, что могу справиться с данной работой. И в 2022-2023 учебном году согласилась быть наставником учителей начальных классов: молодого специалиста Суворовой Натальи Ивановны и в 2023-2024 учебном году – молодого специалиста Ивановой Алисы Андреевны.
Правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем. Я надеюсь, что у меня и моих коллег всё получится!
Автор: Петрова Елена Анатольевна
Сентябрь 2024 г.
Универсальная технологическая карта урока по ФГОС
(в помощь молодому педагогу)
Разработала Петрова Е. А.
Название, содержание этапа урока |
Цель этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Результат |
||
|
|
|
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|
Организационный момент |
Приветствует класс, проверяет готовность к занятию |
Приветствуют педагога |
Проверяют уровень своей готовности к уроку |
Волевая саморегуляция |
||
Постановка учебной задачи актуализация субъективного опыта учеников |
Создание проблемной ситуации, фиксация новой проблемной задачи |
Озвучивает важные положения ранее пройденной темы, осуществляет постановку учебной проблемы |
Пытаются решить задачу известным способом, фиксируют проблему |
Отвечают на вопросы педагога, формулируют учебную проблему, строят понятные для собеседника высказывания |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов |
Совместное исследование проблемы |
Поиск решения учебной задачи |
Организует устный анализ изложенной учебной задачи, фиксирует предложенные учениками гипотезы, курирует их обсуждение |
Анализируют, аргументируют и доказывают свою точку зрения |
Задают уточняющие вопросы, осознанно строят речевые высказывания, рефлексируют |
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы ее решения |
Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию |
Моделирование |
Фиксация модели существенных отношений изучаемого объекта |
Организует учебное взаимодействие учеников с последующим обсуждением составленных моделей |
Фиксируют в графические модели и в буквенной форме выделенные связи и отношения |
Воспринимают ответы обучающихся |
Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
Умение структурировать знания |
Конструирование нового способа действий |
Построение ориентированной основы нового способа действия |
Организует учебное исследование для выделения понятия |
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия |
Участвуют в обсуждении содержания материала |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция. |
Переход к этапу частного решения задач |
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия |
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции |
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
Осуществляют самоконтроль |
Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Применение общего способа действий для решения частных задач |
Коррекция отработки способа |
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ |
Отработка операций, в которых допущены ошибки |
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия |
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Самоопредление, самоусвоение знаний |
Контроль на этапе окончания учебной темы |
Контроль |
Диагностическая работа (на выходе): — организация дифференцированной коррекционной работы, — контрольно-оценивающая деятельность |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат |
Рефлексия своих действий |
Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Умение контролировать и оценивать учебный процесс |
Рефлексия |
Анализ результатов учебной деятельности |
Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает к высказыванию своего мнения |
Называют основные тезисы усвоенного материала |
Формулируют результат работы на уроке |
Соотносят достигнутые цели с поставленным результатом |
Умение определять результативность образовательной деятельности |