МБОУ "Васильевская ООШ"
с. Васильевское Великоустюгский округ Вологодская область
  • Наставничество

    Статьи

    Разверните блок, чтобы прочесть статью

          Сегодня система наставничества в школе вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

    Цель: оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; формирование в школе кадрового ядра.

    Задачи:

    •привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;

    •ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

    •способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении;

    •организовать педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам.

    Аспекты работы с молодыми специалистами в школе:

    -создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

    - обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

    - обеспечение методической литературой, дидактическими материалами;

    - формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;

    - оказание поддержки со стороны коллег.

    Наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:

    1-­й этап - адаптационный.

    (1-й год работы)

    Самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.

    Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

    2 этап - основной (проектировочный)

    (2-й год работы).

    Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, авторитета среди детей, родителей, коллег.

    3 этап - контрольно-оценочный

    (3-й год работы).

    Складывается система работы, имеются собственные разработки.

    Учитель внедряет в свою работу новые технологии.

    В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в сельскую школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:

    - систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их уроки, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;

    - систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в свою педагогическую деятельность;

    - совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.

    В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

    В 2019-2020 учебном году в МБОУ «Васильевская ООШ» пришел молодой специалист, учитель начальных классов, Биричева Анастасия Андреевна. Молодая учительница окончила Великоустюгский педагогический колледж и только начала заочное обучение в Череповецком государственном университете на факультете специальное (дефектологическое) образование. Опыта преподавания в начальной школе у нее не было. Решением педагогического совета школы было решено назначить молодому специалисту педагога-наставника, приказом по школе я была назначена наставником молодого специалиста. Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Анастасией Андреевной учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

    С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:

    - составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;

    - индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;

    - карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога (приложение);

    - подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;

    - разработка методических рекомендаций для организации работы;

    - осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;

    - анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

    При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность. Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.

    К таким проблемам относятся:

    - проблемы в отношениях с учащимися;

    - проблемы в учебной работе.

    Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:

    - планирование работы;

    - организация деятельности учителя;

    - контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).

    Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, наставником которого я являюсь, и, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

    - недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток знаний по предметам;

    - сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

    Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени начинающего педагога уходило на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, угасал интерес к работе. Вот с решения этой проблемы и началась работа с Анастасией Андреевной, так как считаю своей задачей дать молодому учителю инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям.

    Во-первых, у молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

    С этой целью совместно с молодым специалистом подробно изучены программы по учебным предметам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.

    Во-вторых, определенные затруднения у начинающего учителя вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС. С целью решения данной проблемы были проведены консультации, в ходе которых,  молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, акцент был сделан на то, чтобы необходимый образовательный результат получить, необходимо урок направить на развитие личности учащегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:

    1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
    2. Актуализация учениками своих знаний.
    3. Поиск решения проблемы учениками.
    4. Выражение решения.
    5. Применение знаний учениками.

    Кроме того, нами были рассмотрены

    • современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
    • формы работы с обучающимися на уроке;
    • система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по русскому языку), а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.

    В процессе работы  Анастасии Андреевне были предложены опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать урок. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки. Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой четверти учебного года у Анастасии Андреевны сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.

    В-третьих, проблемным для моей подопечной стало составление технологических карт к уроку. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

    Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план и карту индивидуального образовательного маршрута (приложение), куда были включены следующие вопросы:

    - изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);

    - изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;

    - работа по освоению учебного предмета;

    - самостоятельная работа по теме самообразования;

    - работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;

    - общественная работа, участие в заседаниях методического объединения учителей начальных классов.

    В начале учебного года молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся. С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.

    В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

    Второй год наставничества был посвящен процессу развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, авторитета среди детей, родителей, коллег. Я, как наставник,  продолжила посещать уроки с целью определения уровня владения основами методики преподавания предметов. Это помогло выявить некоторые затруднения. Для устранения указанных затруднений были проведены:

    - консультации,

    - анализ посещённых уроков с методическими рекомендациями;

    - рекомендации и советы по организации дисциплины обучающихся на уроке, на перемене;

    - инструктаж по ведению электронного журнала;

    - инструктаж по выполнению единых требований к ведению тетрадей.

    Были даны рекомендации по написанию плана воспитательной работы и по ведению портфолио обучающихся.

    Также и Анастасия Андреевна посещает мои уроки. Она прислушивается к моим рекомендациям. В начале марта этого года мы провели проверочную работу по русскому языку и математике. Показатели стали выше по сравнению с диагностической работой в октябре, что говорит о повышении качества образования.

    Таким образом, система работы с молодым педагогом способствует:

    - адаптации молодого педагога к новым условиям труда;

    - формированию его заинтересованности в работе;

    - получению положительных результатов;

    - развитию педагогического потенциала;

    - созданию педагогической среды, в которой молодой педагог найдет себя, будет принят и востребован.

    Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.

    Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и директор школы. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор школы повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.

    Проведение моей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:

    - отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей;

    - взаимодействия родителей и педагогов школы на практике.

    Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что неважно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.

    Результативность профессиональной деятельности

    молодого специалиста.

    В настоящее время Биричева А. А. имеет высшее профессиональное педагогическое образование (диплом бакалавра), планирует аттестоваться на первую квалификационную категорию, показывает высокие результаты в профессиональной деятельности на школьном и муниципальном уровнях.

    На уровне МБОУ «Васильевская ООШ»:

    - проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий в рамках работы ШМО учителей начальных классов;

    - выступления на заседаниях методического совета школы.

    Работа по наставничеству будет продолжена.

    Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.

    Автор: Петрова Елена Анатольевна
    Апрель 2021 г.

    Мой опыт в наставничестве. Работа с родителями

    В 2019 году я впервые стала педагогом-наставником в МБОУ «Васильевская ООШ». С этого времени я руководила практической подготовкой студентов, принимала участие в организации индивидуального обучения молодых педагогов по программе «Профессиональная адаптация молодого педагога» в качестве наставника. В течение всего времени делилась своим опытом и наработками по темам, которые были интересны или неизвестны молодым педагогам.

    Сегодня я хочу поделиться своим опытом на тему «Работа с родителями». Данное направление очень обширное, особенно сложно для молодых коллег. Именно поэтому я решила более подробно рассмотреть его.

    Молодые педагоги, приходя на работу в школу, часто сталкиваются с трудностями, связанными с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает большое количество задач, связанных как с вливанием в новый коллектив и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя. Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личной. Помочь молодому специалисту могут коллеги: руководство школы (создать условия для легкой адаптации молодого специалиста; обеспечить необходимыми умениями, навыками; обеспечить методической литературой), преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом; поддерживать молодого педагога эмоционально) и педагог-наставник (совместно планировать карьеру; приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре). В современных условиях молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться и подстроиться к новой практической деятельности. Помочь ему в этом может опытный и профессиональный наставник. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.

    Вместе с педагогом-наставником молодому специалисту в первые месяцы работы следует наметить «траекторию», по которой он будет двигаться. Представлено это может быть в виде составления «Индивидуального образовательного маршрута». «Индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) – структурированная программа действий по саморазвитию, составленная с учетом личных предпочтений и реализуемая с целью достижения ключевых компетенций. Выявление трудностей на начальном этапе является очень важным для молодого педагога. Отметив все сложности и интересующие его вопросы, молодой специалист будет делать все, чтобы их нивелировать. Это также может помочь при адаптации начинающего педагога к педагогической деятельности.

    Целью составления (проекта) индивидуального маршрута молодого педагога является структурирование всех действий, направленных на знакомство с новой средой и с новой должностью.

    Задачами проекта являются:

    адаптация к новым условиям трудовой деятельности;

    знакомство молодого специалиста с должностью и обязанностями;

    сближение с коллективом;

    осуществление ролей «учитель», «классный руководитель»;

    поиск подхода к классу, а также индивидуального подхода к каждому отдельному учащемуся;

    осознание необходимости самообразования;

    изучение опыта коллег своего учреждения;

    формирование собственной системы работы;

    внедрение в свою работу новых образовательных технологий;

    развитие умений общения с родителями;

    осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений;

    осознание необходимости педагогического роста (участие в семинарах, обсуждениях, встречах; выступление с докладами на педагогических чтениях; взаимопосещение уроков; участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; прохождение курсовой подготовки).

    Форма планируемой деятельности: индикативное планирование (носит направляющий, рекомендательный характер).

    Результаты деятельности будут представлены после реализации всего ИОМ в конце года. 

    Предполагаемыми результатами являются:

    успешная адаптация к новым условиям трудовой деятельности;

    спокойное вхождение в новую должность;

    своевременное выполнение всех обязанностей;

    установление взаимопонимания с педагогическим коллективом;

    свободное вхождение в роль учителя и классного руководителя;

    установление взаимопонимания с классным коллективом;

    умение находить подход к каждому отдельному учащемуся;

    установление взаимопонимания с родительским комитетом;

    формирование собственной системы работы;

    умение внедрять в свою работу новые педагогические технологии и методы;

    осуществление первых шагов на пути к педагогическому росту;

    разработка и представление итогового продукта совместной деятельности.

    Планируемые сроки реализации составленной стратегии: краткосрочное планирование рассчитано на 1 год.

    В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться и развиваться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к любому педагогу.

    Система образования постоянно нуждается в компетентном, ответственном и мобильном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, найти практически невозможно. Поэтому школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:

    - систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;

    - систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в сою педагогическую деятельность;

    - совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.

    Именно в этот момент начинающему учителю очень необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

    В 2019 году я была назначена наставником замечательного молодого педагога Биричевой Анастасии Андреевны (учителя начальных классов). Выяснив изначальную проблему, мы активно стали работать в направлении помощи родителям в работе с детьми дома. Выявив группы детей у которых западает усвоение учебного материала из-за проблем с вниманием и памятью, мы направили работу на коррекцию данных пробелов. Были организованы родительские собрания по результатам обследования детей, на котором давались рекомендации родителям по работе с детьми дома. Были созданы буклеты с рекомендациями, разработаны тетради для детей, которые можно использовать на занятиях. Подобранны игры, физминутки, пальчиковая гимнастика, чтоб учитель мог их применять на уроках и переменах. Сейчас мы работаем над тетрадью взаимосотрудничества педагогов и родителей. В ней будут подобраны задания, игры, упражнения на развитие внимания и памяти детей дома.

    С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:

    - составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;

    - индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;

    - карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога;

    - подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;

    - разработка методических рекомендаций для организации работы;

    - осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;

    - анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

    При составлении плана работы было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность. Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.

    К таким проблемам относятся:

    - проблемы в отношениях с учащимися и родителями;

    - проблемы в учебной работе.

    Диагностика наших подопечных была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:

    - планирование работы;

    - организация деятельности учителя;

    - контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).

    Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

    - недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток знаний по работе с родителями;

    - сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

    С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодых учителей. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодыми специалистами по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставниками молодых специалистов.

    В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

    Считаю, что формы методического сопровождения позволяют начинающим учителям раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. Проведение работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:

    - отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей и родителей;

    - взаимодействия родителей и педагогов школы на практике.

    Испробовав в своей работе наставничество, считаю, что неважно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.

    Получив первый опыт наставничества, я поняла, что могу справиться с данной работой. И в 2022-2023 учебном году согласилась быть наставником учителей начальных классов: молодого специалиста Суворовой Натальи Ивановны и в 2023-2024 учебном году – молодого специалиста Ивановой Алисы Андреевны.

    Правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем. Я надеюсь, что у меня и моих коллег всё получится!

    Автор: Петрова Елена Анатольевна
    Сентябрь 2024 г.

    Универсальная технологическая карта урока по ФГОС

    (в помощь молодому педагогу)

    Разработала Петрова Е. А.

    Название, содержание  этапа урока

    Цель этапа

    Деятельность педагога

    Деятельность учащихся

    Результат

     

     

     

    Познавательная 

    Коммуникативная 

    Регулятивная 

     

    Организационный момент

    Приветствует класс, проверяет готовность к занятию

    Приветствуют педагога

    Проверяют уровень своей готовности к уроку

    Волевая саморегуляция 

    Постановка учебной задачи актуализация субъективного опыта учеников

    Создание проблемной ситуации, фиксация новой проблемной задачи

    Озвучивает важные положения ранее пройденной темы, осуществляет постановку учебной проблемы

    Пытаются решить задачу известным способом, фиксируют проблему

    Отвечают на вопросы педагога, формулируют учебную проблему, строят понятные для собеседника высказывания

    Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

    Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов 

    Совместное исследование проблемы

    Поиск решения учебной задачи

    Организует устный анализ изложенной учебной задачи, фиксирует предложенные учениками гипотезы, курирует их обсуждение

    Анализируют, аргументируют и доказывают свою точку зрения

    Задают уточняющие вопросы, осознанно строят речевые высказывания, рефлексируют

    Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы ее решения

    Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию

    Моделирование

    Фиксация модели существенных отношений изучаемого объекта

    Организует учебное взаимодействие учеников с последующим обсуждением составленных моделей

    Фиксируют в графические модели и в буквенной форме выделенные связи и отношения 

    Воспринимают ответы обучающихся

    Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

    Умение структурировать знания

    Конструирование нового способа действий

    Построение ориентированной основы нового способа действия

    Организует учебное исследование для выделения понятия

    Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия 

    Участвуют в обсуждении содержания материала

    Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

    Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция.

    Переход к этапу частного решения задач

    Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

    Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции

    Осуществляют работу по выполнению отдельных операций

    Учатся формулировать собственное мнение и позицию

    Осуществляют самоконтроль

    Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 

    Применение общего способа действий для решения частных задач

    Коррекция отработки способа

    Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ

    Отработка операций, в которых допущены ошибки

    Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

    Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

    Самоопредление, самоусвоение знаний 

    Контроль на этапе окончания учебной темы

    Контроль

    Диагностическая работа (на выходе):

    — организация дифференцированной коррекционной работы,

    — контрольно-оценивающая деятельность

    Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

    Рефлексия своих действий

    Осуществляют пошаговый контроль по результату

    Умение контролировать и оценивать учебный процесс

    Рефлексия

    Анализ результатов учебной деятельности

    Актуализирует внимание на пройденном материале,  побуждает к высказыванию своего мнения

    Называют основные тезисы усвоенного материала

    Формулируют результат работы на уроке 

    Соотносят достигнутые цели с поставленным результатом

    Умение определять результативность образовательной деятельности

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике